Петрова Марина Алексеевна - воспитатель ГБДОУ №92
Консультация "Математические игры"Учимся считать. Математические игры. Кружочки. Для игры вам понадобятся: Двадцать кружочков из картона или пластмассы (двух цветов). Можно использовать пуговицы, бусины, любой счетный материал. Несколько шаблонов десятка. Можно использовать поддоны на десять яиц или приклеить картонку вплотную друг к другу (в два ряда по пять, спичечные коробки. Сюжетные картинки или игрушки. Игровое поле- большой лист бумаги, расчерченный на клетки по размеру кружков (или других игровых элементов, заменяющих кружки) . Набор цифр – написанных на небольших картонках или взятых из любой другой игры. Цель игры: - знакомство с количеством, цифрами - развитие логики, внимания, памяти. Возьмите две любые игрушки. Одному из персонажей дайте один кружочек, другому – все остальные. Спросите у ребёнка, где один кружок, а где много. Выложите перед ребёнком на белый лист бумаги один, два, три, четыре и пять кругов одного цвета. Показывая кружки, говорите громко и ясно: «Один»- добавляете еще один и говорите «Два», - добавляете ещё один и говорите; «три». Дойдя до пяти кружков, возвращайтесь обратно (убираете по одному кружку, говорите; «Пять, четыре и т. д) . Проделайте тоже самое, но с кружочками двух цветов, обращая внимание на то, что два - это один и ещё один (например красный и зеленый, а четыре - это два и два или один и три. Постепенно добавляйте в игру по одному кружочку. Поиграв с числом пять, начните играть с числом шесть и так далее. Дойдя до десятка, попробуйте расставить кружочки не просто так, а в определенном порядке. Возьмите шаблон десятка и размещайте на нём кружочки одного цвета, заполняя сначала нижний, а затем верхний ряд слева направо. Обратите внимание ребёнка на то, из чего состоит десяток: замените один кружок на кружок другого цвета, затем ещё один и так далее. Ребенок увидит все варианты сочетания двух цветов в десятке. (1+9, 2+8, 3+7 и т. д.) Назовите ребёнку число и попросите его положить на стол столько же кружочков. Когда ребёнок освоит понятие «количество», можно его познакомить с цифрами. Положите на стол шаблон пустого десятка и скажите, что когда нет ничего (ни одного круга, то это называется словом «ноль» и положите цифру над шаблоном. Затем кладите один кружок и говорите, что это «один», а вот цифра один и т. д. Дойдете до десятка, поставите цифру «один» над целым десятком, а справа - незаполненный шаблон, а над ним цифру «ноль». Прочитайте - «десять»- один десяток (покажите) и ноль единиц, то есть больше ни одного кружочка (покажите). Добавили ещё один-«11», назвали, показали состав- один десяток и одна единица. И так далее. Когда ребенок познакомился с двумя первыми десятками, можно изучать сложение и вычитание. Сложение. Придумайте любую сюжетную игру (используйте игрушки). Расскажите и покажите ребенку, например следующее: «Мишка нашёл сначала две ягодки, а потом ещё три». Выложите на столе эти два числа (кружочки). Скажите: «Два плюс три равно пять». Не выкладывайте ещё пять кружков, а используйте те, которые были в игре. Придумывайте познавательные задачки. Например: «В году три зимних, весенних, осенних и летних месяцев. Сколько всего месяцев в году». Особое внимание следует обратить на складывание чисел, сумма которых выходит за пределы десятка. Например, кладёте на шаблон слева восемь кружков, а слева лежит пустой шаблон. Берёте ещё четыре кружка другого цвета. Говорите: «К восьми прибавляем четыре». Обратите внимание, сколько пустых ячеек в первом десятке, именно столько кружков нужно отделить от второго числа- от четырех- и достроить десяток. При этом комментируйте свои действия вслух: «два не хватает до целого десятка. От четырех берем два, остается два. Получается целый десяток и ещё два - значит, двенадцать». Вычитание. Положите на стол несколько кружков, например семь и скажите ребёнку, что несколько ягод (кружков) Мишка съел и уберите их. Затем посчитайте, сколько кружков осталось. Придумывайте разнообразные задачи на вычитание. Обратите особое внимание с переходом на десяток. Допустим, от тринадцати нужно отнять восемь. Положите нужное количество кружков на шаблоны, отсчитайте то количество, которое нужно отнять. Скажите: «Сначала отнимаем три (показываете, что три находиться на неполном шаблоне, остается десять, а потом отнимаем ещё пять». Не забывайте показывать и комментировать свои действия, а в конце назвать результат. 3 декабря 2015 в 10:58
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.